Бизнес-консультант в своей деятельности осуществляет анализ отдельного блока, отдела или участка работ на предприятии и на основе полученных данных формирует заключение с разработкой рекомендаций по устранению выявленных недостатков.
Деятельность консультантов осуществляется на основании заключенных договоров на краткосрочной или долгосрочной основе. Уровень оплаты проведенных услуг зависит от суммы, оговоренной в контракте, на общую величину которой влияет уровень профессионализма, принадлежности компании к российскому или иностранному собственнику, объема выполняемых работ и имеющейся репутации на рынке оказания консультационных услуг. Стоимость услуг за проведенную деятельность бизнес-консультант может получить в зависимости от объема работы или затраченного времени, а ее размер будет колебаться от пары сотен долларов до нескольких тысяч долларов.
Особенность российских компаний, в рамках которых осуществляет свою деятельность бизнес-консультант, заключается в том, что на данный момент ни одно высшее учебное заведение не осуществляет подготовку и выпуск специалистов данного профиля. Поэтому для получения такой профессии бизнес-консультант должен пройти обучение на курсах в Школе консультантов, открытой при ФАПО АНХ, действующей при Правительстве РФ. В кругах предприятий по консультированию данная школа получила название Школа, руководимая Аркадием Пригожиным. При этом большой популярностью пользуется школа Иванова и Шустермана.
Для повышения квалификации консультанты могут посещать различные тренинги, длительность которых может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев. Полезность посещения данных тренингов будет зависеть от интенсивности занятий и имеющейся начальной базы знаний у консультанта. Получить должность консультанта можно и после проведения множества проверок и консультаций, желательно чтобы предприятия и сферы анализа были различны. При этом следует помнить, что в основе проводимой деятельности консультанта является не только диагностика проблем и негативных моментов развития отдельного отдела или сегмента предприятия, но и разработка конкретных рекомендаций по их устранению.