Иными словами бизнес план является основным инструментом управления компанией. От него зависит эффективность деятельности компании в том или ином сегменте рынка.

Зачем нужен бизнес план

Для комфортного существования в условиях жесткой рыночной конкуренции, компании надлежит быстро реагировать на все изменения на рынке и внутри самого предприятия. Для этого инвесторам и администрации предприятия нужно адекватно оценивать текущее финансовое положение предприятия, место фирмы на рынке, тенденции рыночной ситуации. Этой цели и служит бизнес план. Кроме того, он помогает менеджменту фирмы осознавать стратегические и тактические цели, задачи предприятия. С помощью него руководство и менеджмент компании может правильно контролировать выполнение всеми структурными подразделениями каждого его пункта.

Бизнес план нужен для внешних и внутренних целей. Существуют три наиболее распространенные ситуации, при которых необходим бизнес план:

1. Бизнес план для получения кредита. С его помощью банкир может определить, какие проценты брать с вас и на какой срок стоит давать деньги.
2. Бизнес план для инвесторов. Каждый инвестор хочет получить высокий доход, но при этом избежать риска потерять деньги. Поэтому он заинтересован в том, чтобы сначала изучить бизнес план проекта, перед тем как вкладывать в него деньги.
3. Бизнес план для собственных нужд. Когда владелец бизнеса является и инвестором и инициатором проекта, ему нужно иметь под рукой бизнес план. При этом цели у такого предпринимателя такие же, как и у инвестора.

Бизнес план и его разновидности

В зависимости от целей использования такого документа, как бизнес план, выделяют несколько его разновидностей:

1. Производственный бизнес план. Любой начинающей компании стоит четко осознавать потребность относительно перспективы финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Нужно находить источники их получения, рассчитывать эффективность использования активов в процессе работы фирмы. Эти вопросы призван решать бизнес план производства.
2. Бизнес план торговой марки. Он акцентирует внимание на маркетинговых коммуникациях, стратегиях ценообразования, плане рекламной компании. Здесь стоит отметить, что консультант, составляющий бизнес план, долен будет работать с потребительским поведением, которое сложно поддается прогнозированию. Поэтому готовить бизнес план должен профессионал своего дела.
3. Корпоративный бизнес план. Эта разновидность документа считается одной из наиболее сложных, т.к. предполагает планирование будущей деятельности компании, подведение итогов прошлых периодов работы. Такой бизнес план предполагает глубокий анализ деятельности компании.
4. Бизнес план инвестиционного проекта составляется для внешних целей. Это значит, что бизнес план призван обосновать потребность фирмы в заемных средствах. Кроме того, он должен продемонстрировать заинтересованным лицам с ресурсами и возможностями весь потенциал бизнеса. Бизнес план в состоянии убедить их в эффективности проекта, в надлежащем уровне квалификации менеджмента компании.

Бизнес план и его объем

Бизнес план имеет значительный объем. Хотя в последнее время стал фигурировать и его сокращенный вариант. Это практикуется в частности в тех областях, где наблюдается наибольшая степень конкуренции, высокие темпы роста. В этом случае сокращенный бизнес план выступает в качестве альтернативы полному, т.к. последний требует не менее 200-300 часов на разработку. Сокращенный бизнес план сохраняет основные черты полного, но при этом занимает всего от 4 до 10 страниц вместо обычных 40-50 страниц. Такой «мини» вариант хорош для начального этапа поиска партнеров или инвесторов. Если у последних возникнет заинтересованность, то его будет необходимо дополнить полным документом.

Бизнес план и его структура

В условиях российской действительности бизнес план использует следующую структуру:

Пункт первый: Краткое содержание бизнес плана. Здесь говорится о возможностях, открывающихся для бизнеса, об их привлекательности. Также обозначается тот человек, который будет во главе предприятия, описываются его достоинства. Несмотря на то, что это раздел первый по нумерации, писать его необходимо после завершения работы по всем остальным пунктам плана. Он занимает всего 1-2 страницы, а значит каждую позицию нужно изложить кратко и четко.

Пункт второй: Характеристика отрасли компании, ее товаров или услуг. Здесь предоставляется информация не только о самой компании, но и о других производителях подобных товаров и услуг. Отрасль необходимо описать через картину ее современного состояния и перспектив развития.

Пункт третий: Исследование и анализ рынка. Бизнес план нужно начинать разрабатывать именно с исследования и анализа рынка. Полученная информация поможет принять практические решения по развитию фирмы. Определяется потенциальный потребитель на текущий момент и в будущем. Здесь хорошо дать перечисление заказов, контрактов или обязательств, которые уже есть у фирмы. Это будет самым весомым аргументом для привлечения кредиторов.

Пункт четвертый: Экономика предприятия. Указать предполагаемую валовую прибыль, налоги, сроки их взимания и величину, возможные пути снижения. Определить виды затрат, указать меры по их снижению.

Пункт пятый: План маркетинга. Это конкретный перечень мероприятий, намеченный для достижения необходимого уровня продаж. Это один из важнейших пунктов, который включает себя бизнес план.

Пункт шестой: План производства. Бизнес план по данному пункту предполагает включение такой информации как дислокация предприятия, требуемые производственные мощности, производственные помещения, потребности в рабочей силе, какие комплектующие будут производиться на своем производстве, какие необходимо закупать.

Пункт седьмой: Оценка риска. Понятно, что любое новое дело неминуемо связано с возможными рисками. В данном пункте бизнес план как раз и описывает некоторые из них.

Пункт восьмой: Финансовый план. Он определяет потенциал фирмы, устанавливает границы ее финансовой жизнеспособности. В нем указывается стоимость реализованной продукции, ее себестоимость, валовая прибыль, а также чистый доход или убытки.

Пункт девятый: Предложения по объему финансирования. Здесь вы переходите к тому, для чего собственно и создавался бизнес план: к предложению по сотрудничеству, описыванию его условий.

Бизнес план является своего рода визитной карточкой предприятия. Он способен дать инвестору исчерпывающие ответы на самые важные вопросы: есть ли смысл вкладывать средства в проект, будет ли он максимально эффективен, каков допустимый уровень рисков.

  • 115054, Валовая 26, БЦ "Лайт Хауз",
    м. Добрынинская
  • 195112, Малоохтинский пр. 64/3,
    БЦ "СПБ Плаза", м. Новочеркасская
Ведем проекты на территории стран Евросоюза
×

Заказать звонок

Если по какой либо причине Вы не можете нам позвонить, то воспользуйтесь услугой заказа «обратного звонка». Просто укажите свое имя, контактный номер, удобное время для звонка и мы Вам перезвоним.

* — поле, обязательное для заполнения