Обращение к услугам консультантов по бизнесу характерно именно для тех компаний, в штате которых отсутствуют соответствующие кадры. Было время, когда многие российские предприятия переименовали собственные отделы продаж в маркетинговые, однако сама суть работы от этого не поменялась. Именно этим организациям чаще всего необходимы консультационные услуги в области маркетинга, касающиеся предоставления помощи в исследовании рынка и необходимые для формирования собственных специализированных структур. Бизнес-консультант по собственному усмотрению вправе предоставлять либо комплексные услуги, либо специализироваться в какой-то определённой сфере деятельности. Профессиональные навыки могут быть направлены на составление бизнес-планов, консалтинговые услуги, исследование рынка, проведение аудиторских проверок, консультирование по юридическим вопросам или регистрацию предприятий с оценкой недвижимости.
Вполне естественно, что комплексные консультационные работы могут предоставить только достаточно крупные компании. При этом отдельные являются лучшими специалистами в каких-либо конкретных областях, что позволяет им проводить консультационные работы в малых компаниях. Руководство, приглашающее бизнес-консультантов, может рассчитывать на комплексный анализ общего состояния дел на предприятии, исходя из всех видов его деятельности и источников. Специалист должен провести соответствующую проверку бухгалтерского учёта на его идентичное соответствие с правовыми аспектами и существующими нормативами. В качестве дополнения можно потребовать от приглашённого бизнес-консультанта провести конкурентный анализ отрасли и прибыльности предприятия, а также осуществить аттестацию персонала наряду с организацией повышения квалификации. Бизнес-консультант способен добиться наилучших результатов только при двустороннем подписании долгосрочного договора. В этом случае появляется возможность наладить более доверительные отношения, что в конечном итоге позволяет отказаться от постоянного сбора новой информации, создающей дополнительные расходы. Стоимость услуг каждого консультанта рассчитывается в зависимости от уровня профессионализма, государственной принадлежности и известности на рынке предоставляемых бизнес-услуг.